Как за рубежом детям рассказывают про личное пространство
Границы — тема для многих
сложная и неисследованная. Допускать или не допускать к себе
кого-то и насколько близко — порой бывает трудновато решить,
особенно, если об этом почти не говорили в детстве.
Удивительная вещь, значение которой
частенько не могут объяснить взрослые люди, — личное пространство.
Тема болезненная, поскольку стандартная система образования ей мало
занимается, а потому и мы не знаем толком, как
разговаривать о таком с детьми и даже как вести себя. Однако
в американских школах учителя нашли решение этой замысловатой проблемы:
на занятиях, посвященных личному пространству (азы sexual education),
детям дается простая схема с кратким пояснительным текстом для родителей.
Картинка раскрашивается на уроке и сопровождается подробным
проговариванием ситуаций, которые могут повстречаться в жизни.
Такая визуальная инструкция
рассчитана на детей 5–10 лет. Называется она «circles
of relationships» — круги общения, круги отношений —
и может помочь предотвратить сексуальное домогательство, физическое,
психологическое насилие просто потому, что ребенок поймет, что происходит
что-то неправильное.
Итак, фиолетовый первый и самый
главный круг — это мы сами. Наше тело принадлежит только нам,
и только мы сами можем решать, кто может к нам находиться
близко, притрагиваться. И никто не должен делать это без разрешения.
Если кто-либо из любого другого окружения причиняет нам дискомфорт
(не важно — дедушка усадил на колени или мамина подруга требует
«поцеловать тетю в щечку»), мы не должны стесняться сказать
об этом — и сказать «нет», «стоп».
Это круг нашей семьи и тех, кого
мы любим. Уважение, доверие и любовь — вот по этим
признакам мы определяем, кто относится к этому кругу, кто наиболее
близок нам. Но нужно помнить, что даже с теми, кого мы любим,
мы не должны пренебрегать своим личным пространством и также
сами должны уважать пространство наших близких.
Это «far away hug» — окружение.
Круг наших друзей и тех, с кем нам нравится общаться. Дружба очень
важна и включает в себя многие вещи. Например, совместные игры,
разговоры, веселье и иногда дружеские объятия. Дружба всегда основывается
на доверии, уважении. И такие проявления, как объятия, должны быть
основаны на обоюдном согласии. Важно понимать, что не все дети
в классе могут вести себя как твои друзья. И родителям следует
проговорить с детьми — по каким критериям мы определяем друзей и,
в свою очередь, как мы сами должны себя с ними вести.
Круг знакомых («wave circle»,
то есть те, кому мы машем рукой при встрече, с кем знакомы
поверхностно и не слишком близки). Это могут быть дети
в школьном автобусе, во дворе, спортивной команде, это могут быть
друзья родителей. Обсудите с ребенком социальные нормы, разные типы
знакомых и также правила безопасности. Разницу между близкими
и просто знакомыми людьми. Дистанция в отношениях, которую и они
и мы должны уважать.
Эти люди могут помочь нам, когда нам
это необходимо, но они не наши друзья. Это учителя, воспитатели,
полицейские, пожарные, медсестры и доктора. Обсудите с ребенком,
в каких ситуациях у кого искать помощи. Необходимо подчеркнуть, что
у этих людей есть опознавательные знаки, униформа, удостоверение
и что они помогают в случае опасности.
Мы не знаем этих людей
(даже если они говорят, что знают нас, — это не важно.) Не все
чужие люди плохие, но поскольку мы незнакомы, то не знаем,
плохой человек перед нами или хороший. Мы не доверяем незнакомцам.
Мы не разговариваем с ними, не рассказываем ничего
о себе или близких. Не отвечаем на вопросы. Никогда, никогда
не идем с ними никуда и не садимся в машину.
Мы не берем конфеты, не идем «искать собачку»
и не помогаем найти улицу, потому что взрослые никогда не должны
просить помощи у тех, кто младше и слабее их.
Это вкратце. С детьми
раскрашивают эти круги, проговаривают разные ситуации, дают угадать, как
правильно поступить в каждом из случаев. И сто раз говорят: если
тебе некомфортно, ты должен сказать «СТОП», «НЕТ».
Если кто-то ведет себя неправильно, по твоему мнению, ты должен
рассказать другим взрослым — родителям, учителям. Никто не может
прикасаться к тебе без твоего согласия. (Ты тоже не имеешь права
вторгаться в чужое личное пространство без разрешения). И если тебя не поняли
с первого раза, ты должен повторять и повторять, пока тебя
не услышат, пока тебя не поймут и не помогут.
Ты не должен искать решение сам, ты не должен скрывать,
ты не должен стыдиться. Не бойся говорить. Не бойся
спрашивать.
Автор
И.Титова
Источник: © AdMe.ru